Внешние изменения

Закрытые и открытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью прекратят свою деятельность в России после вступления в силу поправок в Гражданский кодекс РФ, вместо них появятся публичные и непубличные юридические лица.

Поправки во второй по значимости после Конституции закон — Гражданский кодекс — скорее всего, станут последним, самым ярким законопроектом, внесенным в Госдуму Дмитрием Медведевым в качестве президента РФ.

«Это очень капитальный документ, даже по объему многостраничный, потому что он затрагивает основополагающие институты гражданского права», — сказал Медведев на совещании по вопросам изменения законодательства. Он выразил надежду, что изменения в ГК «улучшат экономическую жизнь и инвестклимат в нашей стране».

Глава Минюста Александр Коновалов на брифинге после заседания уточнил, что после вступления в силу внесенных президентом поправок в России прекратят свою деятельность закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо них появятся публичные и непубличные юридические лица.

«Проанализирована практика создания юридических лиц. По имеющейся статистике, 85% юридических лиц были зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью. Официально невостребованными оказались такие формы, как полное товарищество, общество с дополнительной ответственностью. В этой связи разработчики Гражданского кодекса предлагают разделить юридические лица на публичные и непубличные», — сказал Коновалов.

«Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется», — отметил министр. По его словам, при регистрации вносимых изменений в учредительные документы юрлиц госпошлина взиматься не будет.

Кроме того, законодательно закрепляется новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации. Речь идет о восстановлении утраченных помимо их воли прав участия в корпорации, в том числе в результате необоснованного списания акций и долей участия, корпоративных захватов. В статье 52 Гражданского кодекса для ускорения процедуры регистрации предполагается возможность использовать типовые уставы.

«Проект закрепляет возможность признания в ряде случая недействительными решений органов управления обществом, а также сделок, заключенных сторонами договора, в противоречии с корпоративных договором», — сказал министр. В качестве нововведения он назвал возможность участия в корпоративном договоре третьих лиц для обеспечения законных интересов.

Коновалов также подтвердил, что поправки, возможно, вступят в силу с 1 сентября 2012 года. «Подготовка новелл в действующий Гражданский кодекс не связана с провалом существующего документа, а призвана сделать его еще лучше, в том числе, с учетом веяния времени, развития экономики, интеграции страны в международное пространство», — отметил министр.

Он назвал этот документ по сути революционным. Министр считает, что разработчики поправок обеспечили преемственность новых норм Гражданского кодекса и традиционных для российского и европейского права начал и принципов, а также гармоничную интеграцию новых институтов в существующую систему правового регулирования.

Напоним, Коновалов представил президенту доработанные поправки в Гражданский кодекс в феврале этого года и рекомендовал внести их в Госдуму. До этого, свои варианты представляли еще ряд ведомств.

В том, что законодательные инициативы вызовут бурную реакцию в обществе, не сомневаются не только представители бизнеса и юристы, но и сами чиновники, однако конкретные последствия для экономики страны никто назвать не может.

«Мы не сомневаемся, что дискуссия будет бурной, очень объемной», — подтверждает Коновалов. Юрист «Инвесткафе» Олег Малкин предупреждает: принятие закона может вызвать панику. Он вспоминает, что три года назад была инициирована массовая перерегистрация юрлиц, в ходе которой люди сутками стояли в очередях в налоговых инспекциях. «Поправки в ГК могут вызвать путаницу и неразбериху буквально во всем, ведь законом предусмотрена возможность параллельного существования старой и новой формы до первых изменений в уставе. На кого оформлять права собственности, кредитные договоры и т.д.?», — недоумевает Малкин.

Правда, ректор УЦ «Финам» Ярослав Кабаков «ощутимых негативных последствий для бизнеса не видит», именно из-за того, что изменение организационно-правовых форм предприятий после принятия новых правил регистрации не обязательно. «С другой стороны, при добровольном желании собственников предприятий сменить организационно-правовую форму на новый стандарт пошлина взиматься не будет. Таким образом, «реформа» будет проходить постепенно, и не вызовет массу негодования в предпринимательском сообществе», — резюмирует Кабаков.

«Все юридическое сообщество сейчас пытается понять, что в результате получится, но документ настолько объемен, что быстрых выводов ждать не стоит», — заявил «Эксперту Online» партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Илья Ищук.

По его мнению, поправки в ГК должны приблизить корпоративное законодательство к мировым аналогам. Тем самым, облегчить деятельность иностранных инвесторов в России. В то же время сами иностранные инвесторы в качестве основного препятствия работы в России называют отнюдь не отличную от других стран форму собственности российских юрлиц, а коррупцию и непрозрачность судебной системы.



Первоисточник этого материала http://expert.ru/2012/04/3/vneshnie-izmeneniya/

Что делать с «однодневками»?

Государственная Дума готовится обсудить во втором чтении разработанный правительством проект федерального закона «О противодействии незаконным финансовым операциям».

Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

Проблема криминализации финансовой сферы возникла не сегодня и даже не вчера. Так называемые технические фирмы используются бизнес-структурами во всем мире. Но в сложный период становления современных экономических основ и правового государства у нас они стали использоваться в целях далеких от простого обслуживания бизнеса. Под стать их сути и названия, которые они получили в народе: «помойки», «прокладки», «синяки» и т.д.

Из жизни «помоек» и «прокладок»

Такие проблемные юридические лица позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность «фирмы-однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС.

Также фиктивные фирмы позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства путем включения посредника между производителем и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (или импортер) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее «однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую.

Однако, как мы уже отмечали фирмы-однодневки помимо налоговой сферы «с успехом» используются и в иных направлениях финансово-хозяйственной деятельности. Причем как юридическими, так и физическими лицами, заинтересованными в сокрытии определенного рода информации и во введении контролирующих и правоохранительных органов в заблуждение относительно действительного содержания и направления осуществляемых ими действий (в «экспортных» схемах в качестве дополнительного звена, позволяющего искусственно завысить покупную цену экспортируемого товара в целях возмещения из бюджетной системы РФ соответствующих сумм НДС, либо способствующего созданию ложного экспорта с той же целью; схемах, основанных на замене купли-продажи имущества на лизинг; при избежании налоговых долгов путем реорганизации; в схемах с использованием вкладов учредителей и др.).

Туристы-аферисты и другие

В настоящее время по-прежнему отмечается тенденция, согласно которой спрос на теневые финансовые услуги в ЖКХ, энергетике, госзакупках стабилен и не идет на спад. Да и потребности теневой экономики в услугах по обналичиванию и выводу денег за рубеж высоки.

Это показывает и анализ теневых банковских площадок. Вне этого сектора внимание правоохранителей привлекают ломбарды, букмекерские конторы, тотализаторы, операторы по приему и переводу платежей.

Также следует отметить, что в 2012 году под видом оплаты туристических услуг российские компании вывезли за рубеж более 19 млрд рублей. Таким образом, международные платежи в сфере турбизнеса наряду с инвестированием в крупные девелоперские проекты на основании агентских договоров по поиску покупателей товаров, работ, услуг постепенно входят в группу новых угроз, связанных с механизмами вывода денежных средств за рубеж.

Фирмы-однодневки используются в самом широком спектре криминального сектора: от обналичивания до финансирования экстремизма и терроризма. В «бизнес» с однодневками втянуты малообеспеченные слои населения – студенты, пенсионеры, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию – их данные используются для регистрации таких фирм. Через них похищаются деньги не только граждан и организаций, но и бюджетные средства. По большому счету сегодня они являются анахронизмом прошлого – развитие  нашего законодательства, экономики и правоотношений с этим связанных ушли далеко вперед.

Эффективное решение вопроса с однодневками лежит в области нескольких отраслей права: гражданского, налогового, уголовного. Важным элементом в противодействии этому явлению является необходимость изменения отношения к однодневкам самих предпринимателей. Как только пользование их услугами станет «моветоном», а юридические и физические лица, замешанные в этом перестанут пользоваться доверием партнеров, ситуация может быть скорректирована в лучшую сторону. Но и государство должно комплексно подойти к этому вопросу, сделав использование однодневок просто невыгодным.

Разрешить многие проблемы в данной области может проект федерального закона «О противодействии незаконным финансовым операциям», разработанный правительством и внесенный в Государственную думу. В настоящее время он готовится к принятию во втором чтении.

По душам с налоговой

Следует отметить, что помимо законодательного решения вопросов обеспечения финансовой и экономической безопасности государства принимаются меры организационного и административного характера, направленные на оздоровление ситуации в данной сфере. Так, с конца прошлого, 2012 года Федеральная налоговая служба впервые начала практику заключения соглашений, позволяющих компаниям согласовывать с налоговыми органами принципы налогообложения сделок еще до их совершения.

Речь идет о соглашениях о так называемом «горизонтальном мониторинге», когда налогоплательщик может направить в налоговую службу запрос о порядке налогообложения операций, в том числе тех, которые он только собирается осуществить в будущем, предоставив все необходимые документы. Соглашение предусматривает обязанность налогоплательщика представлять информацию о сделках, в свою очередь, налоговый орган обязуется предоставлять ответы на запросы, сообщать о рисковых операциях. По мнению ФНС, это позволит не только повысить уровень соблюдения налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, но также будет способствовать более эффективному налоговому администрированию.

Появление такой практики можно только поприветствовать. Это мощное средство по профилактике налоговых правонарушений и преступлений, серьезный шаг по реализации принципа дороги с двухсторонним движением, когда налогоплательщики и налоговые органы двигаются навстречу друг другу.

С практической точки зрения такие соглашения выгодны обеим сторонам. Налогоплательщик, раскрывая механизмы своих сделок, показывая фактически свою подноготную, вместе с этим получает и некий вид индульгенции по возможным административно-налоговым последствиям таких операций. «Я же все показал, вы мне кивнули, в принципе мы вместе несем ответственность за чистоту сделки».

Есть сомнения относительно того, что такой механизм может эффективно заработать в отношении всех желающих. Думаю, что основные его клиенты – крупные игроки в той или иной области финансово-хозяйственной деятельности. Конечно же, особенно приятно со всех точек зрения оказаться пионером в данной области. Так что те, кто первыми предпринял такие шаги, уж точно не проиграют.

Учитывая, что на сегодня в Российской Федерации зарегистрировано более 4,5 млн юридических лиц, из которых немалую долю составляют проблемные юридические лица различных категорий, те законопослушные предприниматели, желающие работать в открытом экономическом секторе, получат дополнительный шанс выделиться и выгодно отличаться от тех, кто продолжает действовать в тени.

Черным по серому

Также совсем недавно появилась инициатива о разработке и ведении «черного» списка компаний, причастных к незаконным финансовым операциям. Разработкой этого перечня могут заняться ФНС, МВД и Центробанк. В принципе ничего противоречащего законодательству в создании и публикации такого списка нет. Наоборот, я назвал бы его значительным подспорьем для честного предпринимателя. Ведь это существенно упрощает процедуру проверки контрагента. Посмотрел в список – увидел там своего потенциального партнера, делай выводы о целесообразности перевода сотрудничества с ним в практическую плоскость.

Попасть туда должны по большей части фирмы-однодневки; юрлица, не сдающие отчетность; организации, созданные без намерения осуществлять законную предпринимательскую деятельность, которые, как правило, выступают в роли предмета преступления. Первые шаги в этом направлении сделаны были давно – налоговиками были разработаны критерии и характерные признаки фирм-однодневок, однако списков конкретных юридических лиц не публиковалось.

Необходимость наведения порядка в финансовой и налоговой сферах, четкого следования международно-правовым обязательствам нашей страны в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и диктуют целесообразность предания гласности наименований юридических лиц, имеющих признаки осуществления незаконной деятельности. Могу с уверенностью прогнозировать, что законопослушным предпринимателям беспокоиться не стоит, они в этот список не попадут, так как не регистрируют фирмы по утерянным паспортам и в «резиновых» адресах.


Первоисточник этого материала http://rapsinews.ru/legislation_publication/20130319/266762246.html

Медведев утвердил «дорожную карту» по процедуре регистрации юрлиц и ИП

Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), говорится в пресс-релизе кабмина.

Документ был разработан в рамках проекта национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России. Документ был разработан Минэкономразвития РФ в рамках проекта национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России.

Мероприятия, утверждаемые документом, направлены на совершенствование процедур взаимодействия регистрирующего органа с заявителями, переход к государственной регистрации с использованием преимущественно электронного документооборота, оптимизацию межведомственного взаимодействия и повышение информирования предпринимателей о процедуре государственной регистрации.

В частности, документ предусматривает возможность подачи документов для государственной регистрации через посредника — регистрационного агента (нотариуса, адвоката, банк), возможность для учредителей ООО более гибко определять сроки оплаты уставного капитала (в течение двух месяцев с момента государственной регистрации общества), что, как отмечается, сократит издержки предпринимателей в начале бизнеса.

Кроме того, предусмотрена возможность использования типовых уставов при регистрации ООО, сокращение сроков обмена информацией между регистрирующим органом и государственными внебюджетными фондами, отмену обязательного наличия печати до момента государственной регистрации юридического лица и отмену обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы и государственные внебюджетные фонды об открытии или о закрытии счетов в банках.

Целью «дорожной карты» является сокращение сроков и уменьшение количества процедур при учреждении ООО как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса.


Короткий адрес этого материала http://ria.ru/economy/20130313/926993750.html

Дмитрий Медведев подписал закон против фирм-однодневок

После резонансной законодательной инициативы о замене заключения штрафами по ряду преступлений экономического характера, президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий уголовную ответственность за создание фирм-однодневок.

В среду 7 декабря 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, который предусматривает уголовную ответственность за создание «фирм-однодневок» в преступных целях. Об этом сообщила пресс-служба Кремля.

Юристы называют инициативу популистской. Они утверждают, что еще одна статья никак не поможет избавиться от реальных проблем. Потому что они лежат не в своде законов, а в специфике российского правоприменения, когда любой закон интерпретируют «как бог на душу положит».

«Это голый, неприкрытый популизм. Попытка создать видимость борьбы. Мы в очередной раз начинаем бороться не с причиной, а со следствием», — сказал dp.ru петербургский адвокат Юрий Соловьев.

«Фирмы однодневки» создают мошенники, те, кто пытается уклониться от налогов на прибыль или создает «бумажный оборот» для возврата налогов. По мнению Юрия Соловьева, появление еще одной статьи в Уголовном кодексе РФ от этого не избавит. Зато создаст дополнительный соблазн для контролирующих органов и коррупцимонеров.

«Доказать, что ваша фирма – не однодневка, например, если вы временно не ведете деятельность достаточно сложно. А уж найти, к чему придраться, не проблема», — считает спечиалист.

Статья 173, пункт 1 которой устанавливает ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, так называемую фирму-однодневку дополнит УК РФ. Кроме того, изменения вносятся в ст. 151 УК, которая устанавливает, что предварительным расследованием дел «фирм-однодневок» занимаются следователи ОВД. Соответствующий закон Госдума РФ приняла 22 ноября и 29 ноября одобрил Советом Федерации.

Заняв пост президента РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости реформировать российскую законодательную базу. Предыдущая резонансная инициатива — замена наказания за ряд уголовных преступлений штрафами вместо сроков заключения.

Первоисточник этого материала http://www.dp.ru/1012p4/

 

Способы отъема собственности: услуги и цены

Бизнес на захватах постепенно приобретает черты рыночных отношений. В Интернете появились расценки на услуги рейдеров, многочисленные юридические фирмы под разными витиеватыми формулировками уже вставляют цены на свои услуги в буклеты и интернет-сайты

Рейдеры действуют в большинстве развитых стран мира. Герой Ричарда Гира в фильме «Красотка» занимался именно этим бизнесом, захватывая посредством скупки акций юридически слабые предприятия, дробя их и перепродавая инвесторам. В российском кинематографе рейдеры тоже обретают место, например, в криминальном сериале «Охота на изюбря». Рейдерство стало вполне сложившимся рынком со своими «понятиями», схемами и расценками. Типовая схема с типовой сметой рейдерского захвата предприятия опубликована на скандально известном сайте скандально известного рейдера Эдуарда Олевинского (или псевдосайте, как утверждал он сам на пресс-конференции, правда, так и не смог объяснить, почему на собственный сайт он выложил архивированную версию псевдосайта с расценками). Так или иначе — не важно, потому что сами расценки, по словам представителей московского УБЭП, полностью соответствуют действительности. Итак:

1. Разведка бизнеса. 
На этом этапе рейдеры исследуют объект, выясняя экономические показатели работы предприятия (реальные, а не те, которые даются в отчетах). Оценивается стоимость земли, зданий и оборудования. Стоимость исследования составляет от $5000 до $20 000.

2. Оценка способности защиты объекта и реакции на смену владельца. 
Изучение возможностей предприятия по организации защиты. Сюда входит система физической охраны, состояние охранных систем и наличие отношений с охранными структурами (ЧОП, МВД, ФСБ, ОМОН). Выясняется, сможет ли объект организовать сопротивление силовому захвату. Оценивается способность объекта мобилизовать суд, прокуратуру, местные и вышестоящие органы власти. При необходимости составляется схема нейтрализации потенциальных защитников объекта. Если в объекте имеется интерес VIP-персоны, риски неудачи операции значительно повышаются. Стоимость услуги — от $3000 до $10 000.

3. Разработка схемы захвата объекта. 
Выбор конкретного способа захвата зависит от особенностей объекта. Рейдеры различают два вида захвата — с применением силы и без применения силы. Без применения силы, как правило, можно захватить объекты, имеющие номинальную охрану, договоры с «несерьезными» ЧОПами и нерешительное руководство.

Силовой захват применяется при хорошей охране и возможных резких действиях прежних собственников. Его основная цель — подавить моральный дух обороняющихся. В некоторых случаях силовой захват позволяет провести необходимые действия: внести изменения в реестр акционеров, заключить/расторгнуть договоры, купить/продать имущество. Для разработки схемы захвата изучается структура собственности объекта, место хранения и доступность реестра акционеров, стоимость нейтрализации местных судов, милиции, органов власти, обеспечение PR-прикрытия акции (например, если захватывается градообразующее предприятие). Разработка схемы захвата стоит от $10 000 до $30 000.

4. Организация захвата. 
Он происходит в соответствии с выработанной схемой. Стоимость организации захвата рейдеры оценивают примерно как утроенную сумму расходов по смете (см. таблицу).
К этой сумме также надо добавить стоимость перевозки бойцов, например из Владимира к месту захвата (местные могут оказаться ненадежными), расходы на авиабилеты для доставки судебных решений, например из Кабардино-Балкарии, стоимость расходных материалов, связи и т.п.

5. Обеспечительные мероприятия.
В рейдерской практике часто проводятся действия, облегчающие захват, например:
• возбуждение уголовного дела против определенного лица (наркотики, растление несовершеннолетних, шпионаж и пр.) — от $50 000 в Москве и от $20 000 в регионе;
• закрытие любого уголовного дела — $30 000 (МВД), $1,5 млн (если дело расследуется в Генпрокуратуре) в Москве и $50 000 — 200 000 в регионе;
• прослушивание мобильного телефона без санкции суда — $1500 в день, с санкции суда — $300 в день;
• удержание лица с изоляцией от внешнего мира — от $20 000;
• депутатский запрос в Госдуме — от $5000 — 8000;
• выпуск нужного постановления правительства — от $500 000;
• сюжет по центральному телевидению (1,5 -2 мин.) — $5000 — 30 000.

Первоисточник материала:  http://www.compromat.ru/page_17606.htm